Блог

Дизельный двигатель не запускается: разбираемся в причинах

У человека есть сердце. Как ни странно, сердце есть и у техники. Дизельный двигатель выполняет эту функцию для тракторов, грузовиков, электрогенераторов и даже катеров. Популярность двигателя дизельного объясняется его надёжностью, экономичностью. Однако иногда он может давать сбои, как и любой сложный механизм. Неприятная ситуация возникает, когда двигатель просто отказывается запускаться. Рассмотрим устройство дизельного двигателя, чтобы не остаться один на один с этой проблемой в неподходящий момент. Наша статья расскажет, какие факторы препятствуют полноценному запуску.

Устройство дизеля

Дизель, в сравнении с бензиновым двигателем, имеет перечень конструктивных особенностей. Его базовыми компонентами становятся:

  1. Блок цилиндров. Так называется непосредственно основа двигателя, где находятся эти самые цилиндры, сжигающие топливо.
  2. Подвижные поршни, которые перемещаются внутри цилиндров. Именно они чудесным образом превращают энергию в механику
  3. Шатуны, соединяющие для передачи усилия поршни с коленвалом.
  4. Вращающийся коленвал. Компонент обеспечивает поступательное движение поршней во вращательное – впоследствии оно передается на трансмиссию.
  5. Головка блока цилиндров, закрывающая их сверху. Она содержит клапаны, форсунки; иногда – свечи накаливания.
  6. ТНВД– подаёт топливо в форсунки. Топливный насос работает под высоким давлением.
  7. Форсунки, распыляющие топливо в виде мелкодисперсного тумана, чтобы сгорание было более эффективным.
  8. Система впуска, подающая воздух.
  9. Система выпуска, отводящая отработавшие газы.
  10. Система охлаждения, поддерживающая рабочую температуру двигателя.
  11. Система смазки, которая нужна для уменьшения износа трущихся деталей.

Главным отличием дизеля является воспламенение топливной смеси от сжатого воздуха. Этим различием и объясняется степень сжатия, которая достаточно высока.

Принцип работы: танец в четыре такта

Дизель функционирует циклически. Рассмотрим нюансы четырёхтактного цикла:

Впуск

Поршень стремится вниз.  Воздух в цилиндре разряжается. Впуск открывается, запуская воздух внутрь. Напомним: в бензиновом двигателе туда поступает топливовоздушная смесь.

Сжатие

Поршень движется вверх, сжимая воздух внутри цилиндра. При этом степень сжатия выше, нежели в бензиновых. Это становится причиной и значительного нагрева воздуха.

Рабочий ход, иначе именуемый «сгорание»

Поршень достигает в своём движении кульминации – мёртвые точки (ВМТ). После этого форсунка впрыскивает топливо под высоким давлением. От высокой температуры оно возгорается. Так создаётся давление, толкающее поршень обратно – вниз. Таким образом, энергия сгорания преобразуется в механическую работу.

Фаза выпуска

Направление движения поршня – вниз. Впускной клапан открывается. В выхлопную систему выталкиваются отработавшие газы.

Описанный выше цикл повторяется, благодаря чему двигатель непрерывно работает.  Синхронизация этих процессов, обеспечиваемая ремнем/цепью ГРМ, отвечает за нормальную, бесперебойную работу. Чаще всего проблемы с запуском происходят из-за сбоя в синхронизации. Сбой также может стать причиной серьёзной поломки.

Восемь причин, почему не запускается дизельный двигатель

Мастера выделяют перечень причин, по которым дизельный двигатель «бастует», отказываясь запускаться. Рассмотрим наиболее распространённые, углубляясь в детали. Возможно, вы найдёте способ устранить поломку самостоятельно.

  1. Проблемы с топливной системой являются наиболее распространённой причиной. Для запуска дизелю нужно достаточное количество топлива, поданного под высоким давлением.

Банальный недостаток топлива в баке. Перед запуском нужно убедиться, что в баке его достаточное количество. Датчик уровня топлива может быть неисправен, поэтому проверьте на глаз наличие топлива.

Засорение топливного фильтра, удаляющего загрязнения из топлива. Он может забиться, тогда топливо не поступает в двигатель. Регулярно проверяйте и меняете топливные фильтры, ориентируясь на рекомендации производителя.

Завоздушивание топливной системы, где воздуха не должно быть вообще. Воздух мешает нормальной подаче топлива. Частой причиной завоздушивания становится опустошение топливного бака или замена фильтра. Для удаления воздуха рекомендуем прокачать  топливную систему. Используйте для этого специальные ручные насосы, системы автоматической прокачки.

  1. Неисправность ТНВД. Топливный насос высокого давления создаёт это самое давление, необходимое для впрыска. Неисправность насоса мешает поступлению топлива в форсунки – ведь нужное давление отсутствует. Проверьте ТНВД на наличие утечек, износа, корректность работы. Ремонт в этом случае самостоятельно провести сложно, ведь для устранения причины требуются специальные навыки, оборудование. Лучше обратиться к специалистам.

Неисправность, протечка, засорение форсунок. Этот компонент распыляет в цилиндре топливо. Следовательно, при неисправности проблемы с запуском двигателя обеспечены. Проверьте, не засорились ли форсунки; качественно ли происходит распыл. Многочисленные дизели нового поколения оборудованы форсунками электронными. Последние подчиняются сигналам электронного блока, с помощью которого и производится управление. Неисправность ЭБУ также является частой причиной проблем.

  1. Проблемы с системой зажигания. Здесь отсутствует привычная для бензиновых система зажигания. Однако свечи накаливания используются в холодную погоду для облегчения запуска. Если свечи накаливания неисправны, то запустить двигатель сложно – особенно, если на улице мороз. Мультиметр поможет проверить состояние свечей. Также свечи накаливания не нагреваются, если сломалось реле, управляющее подачей питания. Проверьте реле, заменяя его при необходимости.

Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости. Чтобы определить время/интенсивность работы свечей накаливания, ЭБУ использует данные с ДТОЖ. Поломанный датчик отправляет неверную инфу, что вызывает недостаточный нагрев воздуха.

  1. Проблемы с компрессией, когда не обеспечивается должное сжатие воздуха в цилиндрах. Износ поршневых колец, самих цилиндров. К утечкам воздуха приводят поврежденные/неправильно отрегулированные клапаны. Для проверки компрессии используйте компрессометр. Низкие показатели требуют капремонта двигателя.
  2. Проблемы могут касаться и электрической системы. Для запуска дизелю нужно питание стартера, ЭБУ, короче компонентов. Например, разряженный аккумулятор не обеспечивает достаточную мощность для работы стартера. Проверьте состояние АКБ, подзаряжая его или заменяя. Двигатель не запустится, если неисправен стартер, обращающий коленвал. Нашли проблему? Отремонтировать стартер легко самостоятельно, если у вас есть навыки. Причины и проблем также может быть плохой контакт в электросоединениях, коррозия или ослабление контактов

Неисправность датчиков: Различные датчики, такие как датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) и датчик положения распределительного вала (ДПРВ), отвечают за передачу информации в ЭБУ. Неисправность этих датчиков может привести к невозможности запуска двигателя.

  1. Проблемы с системой впуска. Например, засоренный воздушный фильтр препятствует нормальному поступлению воздуха в двигатель. Утечки воздуха приводят к неправильному соотношению воздуха/топлива в цилиндрах. Проверьте систему на наличие трещин, повреждений, неплотных соединений. Союзные проблемы и становятся механические повреждения или заклинивание двигателя. Последнее объясняется недостаточной смазкой, перегревом, попаданием посторонних предметов в цилиндры.
  2. Повреждение коленчатого/распределительного вала делают запуск двигателя невозможным. Также не рекомендуем использовать неподходящее/загрязнённое топливо, бензин вместо дизельного топлива. Это повредит двигатель. В свою очередь, загрязнения забивают топливные фильтры, форсунки. Слейте топливо из бака и залейте чистое.
  3. Иногда могут быть проблемы с иммобилайзером. Так называют электронное устройство, препятствующее несанкционированному запуску двигателя. Если иммобилайзер не распознает ключ, то двигатель не запустится.

Диагностика всегда требует специальных знаний, опыта. Не уверены в своих силах? Обратитесь к квалифицированному специалисту. Регулярное техобслуживание, своевременная замена расходников предупредит возможные неприятности.

Часто задаваемые вопросы

  1. Почему дизельный двигатель не запускается с первого раза?

Существует несколько причин: низкий заряд аккумулятора, проблемы с системой подогрева или топливоподачей, компрессией. Категорически не используйте летнее дизельное топливо зимой.

  1. Что делать, если дизельный двигатель не запускается в холодную погоду?

Убедитесь, что аккумулятор полностью заряжен. Дайте свечам накаливания время прогреться. Поверните ключ в положение «On». Подождите, пока не погаснет индикатор свечей накаливания. Используйте зимнее топливо. Оно содержит присадки, предотвращающие замерзание.

  1. Как определить, что неисправны свечи накаливания?

Проверьте свечи визуально на наличие повреждений. Проведите тест с помощью мультиметра. Высокое или нулевое сопротивление сигнализирует о неисправности. Подключите лампочку к АКБ и коснитесь контактом свечи. Лампочка не загорается? К сожалению, свеча неисправна.